История Геленджика

Данная статья посвящена основным аспектам исторического развития Геленджика. Чтобы иметь представления о том, как складывались культура, традиции населения Геленджика и увидеть исторический путь становления города как курорта, необходимо рассмотреть исторические факты, способствующие данным процессам. Их можно сгруппировать в определенные этапы.Геленджик является одним из древнейших населенных пунктов Черноморского побережья. В его окрестностях обнаружены следы поселений каменного века. Но история самого города Геленджика насчитывает немногим более 150 лет.

Этап первый – доисторический. Черноморское побережье в районе современного Геленджика было заселено с древнейших времен. В 6 км. от города расположено нижнепалеотическое поселение и дольмены – заросшие мхом сооружения из каменных плит эпохи бронзы, с возрастом около 200 тыс. лет. Они встречаются на вершинах гор, в долинах рек и напоминают собой хаты, сложенные из плит песчаника весом от 300 до 800 пудов каждая. У людей, оставивших эти памятники было развито животноводство, земледелие, ремесла. С ними вели торговлю древние греки. На своих галерах они заходили в бухту, доставляя сюда глиняную посуду, ткани (женский трикотаж оптом), вина. В VI в. до н.э. греки основали небольшую торговую колонию на берегу Геленджикской бухты и назвали это поселение – Торик. Около 370 года гунны опустошили и разрушили города Причерноморья. Позже на восточных берегах Черного моря появляются византийцы. Одновременно сюда проникают славяне и расселяются среди местных племен. В XII веке монголо-татарские орды разорили города Черноморского побережья Кавказа. На берегу Геленджикской бухты погибла цветущая колония византийцев.

Этап второй – средневековье – русско-турецкая война. В средневековье здесь жили племена зихов, в последствии – их потомки, адыгейские племена натухайцев и шапсугов. С конца XV века на Черноморском побережье Кавказа устанавливается турецкое владычество. Торговое село на берегу Геленджикской бухты становится местом вывоза турками невольниц – молодых красивых девушек горянок. Турецкое иго продлилось триста лет. В 1829 году, после длительных войн России с Турцией за Черноморское побережье Кавказа, по Андрианопольскому договору восточное побережье Черного моря отошло к России.

Этап третий – основание крепости Геленджик. Летом 1831 года генералом Е.А.Берхманом была основана русская крепость Геленджик, которая в период военной колонизации Черноморского побережья являлась опорным пунктом русских войск и базой отряда военных кораблей Черноморского флота. Отмена крепостного права в 1861 году способствовала массовому притоку переселенцев на Северный Кавказ. На Черноморское побережье, где имелись свободные земли, были направлены многочисленные миграционные потоки.

История Геленджика. Улица Шоссейная.

Этап четвертый – заселение и освоение. На основании утвержденного 10 мая 1862 года положения "О заселении предгорной западной части Кавказского хребта" на территории от Геленджика до Туапсе в 1863-1864 годах были основаны 12 станиц кубанских казаков Шапсугского пешего берегового батальона. Казаки переселялись из станиц Кубанской области. После окончания Кавказской войны в 1864 г. военное укрепление превращается в станицу Геленджикскую в составе Шапсугского берегового батальона, которая после 1870 г. была переведена в гражданское ведомство и преобразована в селение. Черноморские поселенцы имели в течение 15 лет различные льготы. Так, госкрестьянам и рабочим бесплатно отпускался строительный материал, крестьяне снабжались в дорогу необходимым количеством хлеба, на обустройство жилья безвозмездно выдавалось от 20 до 35 рублей на семью. Каждая переселенческая семья получала в общественное пользование до 30 десятин удобной земли. Переселенцам разрешалось получать земли под сады, виноградники и промышленные культуры, а также приобретать участки в собственность по правилам, существовавшим для Закавказского края. Однако до конца XIX века заселение округа велось слабо. Миграция населения России в Причерноморье усилилась с начала строительства Новороссийско-Сухумского шоссе в 1891-1892 годах, когда на побережье хлынул поток трудового люда из охваченных голодом центральных губерний. В начале XX века население Геленджика состояло в основном из потомков крестьян-переселенцев из внутренних губерний России, Украины, греков и армян, прибывших из Турции, а также чехов и поляков. Постепенно Геленджик благоустраивался на частные средства дачников и местного населения: открылось почтово-телеграфное отделение, была завершена постройка пароходной пристани, появилась библиотека, разбиты скверы, улучшались дороги.

История Геленджика. Набережная. Тонкий мыс.

Этап пятый – становление Геленджика как курорта. Как лечебная местность и курорт, Геленджик стал привлекать внимание в конце XIX века. Благоприятный климат этого уголка, удобная бухта привлекали внимание интеллигенции и средней буржуазии как место летнего отдыха, и на рубеже веков район Геленджика стал интенсивно застраиваться частными дачами. На базе местного сырья французское акционерное общество «Портланд» построило цементный завод. Появились также лесопильные заводы бельгийской и французской фирм. В 1915 году вышел правительственный указ, согласно которому селение Геленджик было преобразовано в городское поселение. В 1900 году на берегу бухты открывается первый частный санаторий. В 1901 году было организовано общество содействия благоустройству курорта Геленджик. А в 1907 году побережье Геленджикской бухты официально стало курортным местом. Население Геленджика к началу 1912 года возросло и составляло свыше 5000 чел., не считая тех десятков тысяч лиц, которые пребывали, в течение каждого лета.Территория, прилегающая к Геленджикской бухте, из-за своих природных особенностей, доступности транспортного и водного сообщения стала центром развития всего курортного города. Сельские поселения заметно отстают в освоенности земель и эффективности их использования. Население города-курорта многонационально, существует множество национальных общин, культур и традиций. Площадь современного города-курорта Геленджик составляет 1227,5 км2, 100 км, составляет береговая линия. Численность населения – 85 тыс. человек, которая увеличивается почти втрое в разгар отпускного сезона. Город быстро развивается, благодаря усилиям властей всех уровней при непосредственном участии населения. Город-курорт Геленджик одним из первых городов Краснодарского края осуществил на своей территории реформирование местного самоуправления в соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На сегодняшний день территория самого города густо заселена и обрастает новыми застройками. В последнее десятилетие кардинально поменялся внешний вид города, была построена новая набережная в Геленджике, а также в курортных поселках Кабардинка и Дивноморское. Строительство сопровождалось широким участием общественности и предпринимателей, так как они были не последней заинтересованной стороной в данном вопросе. После реконструкции число гостей города с каждым годом возрастает, что способствует развитию во многих важных сферах жизнедеятельности. Возрастает инвестиционная привлекательность города, приток туристов сопровождается ростом числа субъектов малого предпринимательства, занятых в туристском секторе экономики местного сообщества, соответственно увеличиваются налоговые поступления в бюджет муниципального образования. Все это позволяет улучшить благосостояние населения в целом. Что касается транспортной системы Геленджикского района, то можно говорить о хорошей транспортной освоенности территории. Существует хорошо развитая сеть основных и второстепенных дорог, соединяющих населенные пункты, которые являются частью Геленджикского района. Автобусное пассажирское обслуживание обеспечивается от автовокзала, расположенного в центральной части города-курорта Геленджик. Местное автобусное движение осуществляется до Новороссийска, Кабардинки, Дивноморское, Возрождения, Джанхота, Прасковеевки, Архипо-Осиповки, Пшады и других населенных пунктов. Некоторые жители, работающие в пригородных населенных пунктах, доставляются к месту работы частными автобусами, принадлежащими соответствующему предприятию. Предлагается построить новую магистральную дорогу, связанную с Абинском через горы (платная автомобильная магистраль "Абинск - Кабардинка"). Такая дорога улучшит доступ к Геленджику со стороны северо-восточных районов края, что значительно улучшит связь между Геленджикским районом и остальной территорией России. Второе важное предложение, касающееся дорог, - это строительство новой магистральной дороги, которая будет являться объездной, и будет проходить мимо поселков Михайловский Перевал, Пшада, Текос, Архипо-Осиповка и Тешебс. Однако существуют некоторые возражения со стороны экономистов и экологов по поводу того, что такая дорога может негативно влиять на поселки в юго-восточной части Геленджикского района. Как показывает мировой опыт, объездные дороги оказывают значительное негативное воздействие на населенные пункты, которые в результате появления новых дорог перестают находиться возле оживленных трасс и теряют преимущества расположения возле таковых. Очевидно и негативное влияние на окружающую среду. В 2010 году произошел запуск в эксплуатацию нового аэропрта в Геленджике.

Смотрите также:
Осень – выгодный сезон для покупки дачи!
Двухкомнатные квартиры в Геленджике

Объявления